Помощник ректора по науке Анна Вячеславовна Линкина рассказала нам о своём студенчестве, профессиональном становлении и развитии, а также о том, почему быть учёным – это здорово.
Родной город: Воронеж
Образование:
2002-2004 гг. – НОУ «Интернациональные коммуникации» курс «Компьютерные технологии обработки информации», квалификация «оператор ЭВМ»
2004-2009 гг. – ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
им. К. Д. Глинки», квалификация «инженер»
2008-2011 гг. – ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
им. К. Д. Глинки», квалификация «юрист»
2009-2013 гг. – ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
им. К. Д. Глинки», аспирантура
2019 г. – ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового образования Министерства сельского хозяйства РФ», специальность «Государственное управление, государственная и муниципальная служба»
2020 г. – ВИВТ-АНОО ВО, программа «Информационные технологии в проектировании и управлении» («Информатика и вычислительная техника»)
2020 г. – ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», программа «Исследования и разработки в IT» (новый вид профессиональной деятельности в области применения сквозных технологий в образовании, исследованиях и разработках в IT)
2024 г. – ВИВТ-АНОО ВО, магистратура «Информатика и вычислительная техника»
Слова, с которыми идёте по жизни: наука, интерес к любимому делу, инвестиции в себя.
Последняя прочитанная книга: Ф. Розенблатт «Принципы нейродинамики: Перцептроны и теория механизмов мозга», К. Паустовский «Далекие годы».
Место силы: дом.
АРТ-ВИВТ: Кем вы мечтали стать в детстве? Совпали ли ожидания от взрослой жизни с реальностью?
Анна Вячеславовна: Ожидания от взрослой жизни в плане выбора профессии совпали с реальностью: в детстве я мечтала преподавать. Однако то, что происходит сейчас, выглядит совершенно иначе, чем в детских мечтах. Всё намного интереснее!
АРТ-ВИВТ: Какими были ваши студенческие годы?
Анна Вячеславовна: Студенческие годы прошли отлично. У нас была дружная группа. Кроме занятий, мы постоянно участвовали во внеучебной деятельности- осени первокурсника, «Весенних зорях», катались на коньках, ходили в кино. Даже спустя много лет после выпуска нам удаётся поддерживать общение с однокурсниками.
В студенчестве я не только училась, но и занималась наукой, участвовала в конференциях, мероприятиях студенческого актива. Сейчас всегда говорю своим студентам, что студенческие годы – самое лучшее, самое беззаботное время в жизни!
АРТ-ВИВТ: Интерес к науке появился у вас во время обучения? С чем была связана ваша тяга к научным исследованиям?
Анна Вячеславовна: Моя первая научная статья вышла в 2007 году, на втором курсе. Вообще уже в 11 классе я решила, что мне нужно поступить в институт, чтобы потом пойти учиться в аспирантуру.
Постараюсь объяснить, чем меня увлекают знания. Во-первых, я люблю, когда всё структурировано. Наука как раз представляет из себя систему с определёнными правилами. И в то же время наука – это творчество, большое пространство для своих собственных исследований. То есть ты всегда можешь что-то новое открыть или предложить научному сообществу. На мой взгляд, сделать это достаточно просто, даже если ты, например, только начинаешь заниматься студенческой наукой. Плюсов масса: это и мастерство собственной самопрезентации, и уровень погружения в исследуемую область, и общение со своими коллегами.
Сейчас перед теми, кто занимается наукой, открыты большие возможности. Можно участвовать в очных конференциях у нас в институте и в других образовательных организациях, можно поехать в другие города и даже в другие страны. К тому же сейчас активно используются дистанционные технологии, благодаря чему стираются границы и расстояния. Ты можешь читать, исследовать и комментировать работы, не только которые есть у тебя под боком, но и которые написаны на другом конце земного шара.
Мне, кстати, посчастливилось посетить многие страны и познакомиться с зарубежными коллегами именно благодаря профессиональной научной деятельности. Мы до сих пор общаемся и приятно, что есть возможность поддерживать связь с помощью дистанционных технологий.
АРТ-ВИВТ: С какими трудностями вы столкнулись, когда начали работать
со студентами?
Анна Вячеславовна: У меня нет особых трудностей при работе с студентами. Всегда интересно приходить на занятия, ведь не только я рассказываю что-то новое, но и ребята постоянно меня чему-то учат. Мне нравится именно коллаборация – когда человек увлечён, отдача всегда есть.
Один из моих студентов, который учился примерно 14 лет назад, до сих пор поздравляет меня с разными праздниками. Сейчас, когда он уже состоялся в профессии, мы рассуждаем о том, как на его путь повлияла наука, о том, как изначально он выступал на конференции, чтобы получить пятёрку автоматом, а теперь с большим интересом занимается исследованиями в профессиональной сфере. Вообще приятно приходить на работу, когда ты делаешь то, что тебе нравится.
АРТ-ВИВТ: Расскажите, когда вы устроились в ВИВТ?
Анна Вячеславовна: В ВИВТ я пришла работать в 2019 году. И нужно сказать, что наш институт – очень хорошее место!
АРТ-ВИВТ: Одним из направлений вашего развития является проектная деятельность. Как сейчас эта сфера представлена в ВИВТ?
Анна Вячеславовна: Мы бы хотели, чтобы как можно больше ребят было вовлечено в проектную деятельность. Сейчас тенденции таковы, что при трудоустройстве одним из наиболее востребованных навыков является проектное управление.
Следует сказать, что образование в сфере проектного управления стоит немалых денег. Есть кратковременные курсы и программы профессиональной подготовки, которые занимают более длительное время. Но стоимость в любом случае будет очень высокая.
У наших студентов есть отличная возможность развивать эти компетенции без финансовых затрат. В частности, ребята могут получить базовые знания по структуре проекта на майноре, оплатив курс внутренней валютой ВИВТ – вивткоинами.
Более того проект, который создаёт студент, может стать частью его будущего портфолио. Здорово приходить к работодателю, имея не только диплом с хорошими оценками, но и реальные кейсы. Это выделяет соискателя на фоне других, даже если у них больше опыта работы.
Особенно проектная деятельность востребована в ИТ-сфере. Можно легко в этом убедиться, если посмотреть вакансии. Кроме того, у специалистов, которые обладают знаниями по разработке и планированию проектов, высокая заработная плата. Поэтому ребятам, которые учатся в ВИВТ на ИТ-направлениях, умение управлять проектами особенно необходимо! Ну а в специальностях, связанных с менеджментом и инноватикой, проектное управление и так является одной из ключевых компетенций, поэтому будет отлично закрепить теоретические знания на практике.
Тему проектной работы при ее достаточной проработке можно взять для курсовой работы или даже диплома – сейчас активно развивается подход защиты ВКР «Диплом – как стартап», который рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Как видите, преимуществ заниматься проектами очень много! Не обязательно работать в одиночку: здорово, когда проект разрабатывает команда. Его можно подавать на разные гранты и конкурсы, получать оценку от экспертов, а также зачет по какой-либо учебной дисциплине, где есть соответствующие компетенции, и в итоге написать диплом по теме проекта. Когда делаешь диплом, который тебе неинтересен, обычно это проходит мучительно. А вот студенты, допустим, четвертого курса, которые занимаются интересными проектами, пишут ВКР с удовольствием. Ещё и потом устраиваются на высокооплачиваемую работу. Кстати, в прошлом году один из моих дипломников выполнял проектную работу, связанную с интернетом вещей и проходил преддипломную практику в компании, которая развивает эти технологии. В итоге он написал диплом на данную тему, поступил к нам в магистратуру и, насколько мне известно, продолжает изучать интернет вещей и развиваться в этой сфере. Может быть, это в дальнейшем станет его профессией. Так что проекты – это интересно и востребовано, всегда здорово заниматься чем-то подобным.
АРТ-ВИВТ: Как вы помогаете команде состояться, начать взаимодействие, правильно распределить функции? Или студенты делают это самостоятельно?
Анна Вячеславовна: Командная работа – это очень важный компонент. Здесь необходимо не только знать проектный менеджмент, но ещё и понимать определённые психологические моменты. Эту задачу я не беру полностью на себя, потому что в институте есть психолого-педагогическая служба и центр содействия трудоустройству, которые в том числе проводят тематические мероприятия, связанные с умением взаимодействовать в социуме, решением конфликтов, умением презентовать себя и составлять грамотное резюме. Также думаю, что у многих студентов есть учебные дисциплины, которые подразумевают развитие коммуникативных навыков.
В профессиональной среде мы взаимодействуем с разными людьми, даже будучи на фрилансе. И не бывает такого, что я с этим хочу работать, а с этим у меня отношения не сложились. У каждого из нас есть задача найти общий язык с коллегами.
АРТ-ВИВТ: А как студенты объединяются в команды?
Анна Вячеславовна: Чаще всего в команды объединяются ребята, которые учатся в одной группе и общаются друг с другом. Бывает, что в команду объединяются студенты разных курсов, которые знакомы между собой и имеют общие интересы. Еще одним из способов поиска единомышленников является целенаправленное объявление о поиске человека с необходимыми по запросу компетенциями под конкретный проект.
Важно правильно распределить функции между участниками процесса. Кто-то лучше разбирается в одном, кто-то – в другом, поэтому сочетая лучшие умения можно получить хороший продукт. Когда проект большой, например по разработке информационной системы, делегирование неизбежно. Ведь должна быть техническая часть, какое-то графическое наполнение, пользовательские интерфейсы. Возможно, кто-то занимается графическим дизайном и ему это интересно, кому-то нравится писать код, а кто-то умеет грамотно описывать сам проект и просчитывать бизнес-план.
Одна из целей проектного отдела- как раз рассказать ребятам с чего начать путь от идеи проекта до его реализации.
АРТ-ВИВТ: Получается, если у студента есть идея для проекта, он может прийти к вам и вы поможете ему воплотить её?
Анна Вячеславовна: Конечно! Каждый третий четверг месяца мы проводим проектный день. В личном кабинете регулярно размещаю для студентов актуальную информацию о возможности участия в научной и проектной работе. Также ребята могут прийти ко мне в 506 аудиторию и пообщаться лично о развитии своего проекта.
Кроме инструментов в личном кабинете на сайте ВИВТ, у нас есть неофициальный канал в телеграме, в котором ребята могут быстро получить ответы на вопросы. Мы об этом всегда рассказываем в начале года на презентации возможностей развития в институте. Кроме того, на квесте «Технобашня ВИВТ» каждый из руководителей подразделений рассказывал о своём направлении. Проектная деятельность естественно, связана с работой научного клуба Андрея Петровича Преображенского, поэтому можно заниматься каким-то научно-исследовательским проектом или, наоборот, более прикладным. И то, и другое будет востребовано.
Сейчас со стороны государства уделяется большое внимание научной и проектной деятельности, потому что обновлена стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и существует множество программ, особенно для молодёжи, в рамках которых можно бесплатно поучаствовать в различных мероприятиях, которые проводятся на территории нашей страны. Например, каждым летом проходит Всероссийский съезд советов молодых учёных и студенческих научных обществ, а в конце ноября и начале декабря – ежегодный Конгресс молодых учёных, где рассматриваются меры поддержки молодых исследователей со стороны государства, есть множество областных и городских Форумов, акселерационных программ, хакатонов, конкурсов и грантов. Мы всецело включены в федеральную повестку, так что перед ребятами открыто множество возможностей. Главное – чтобы было желание развиваться.
Порог вхождения очень простой, даже если ты пока в себе не уверен. Одно из заблуждений студентов – думать, что другие имеют намного больше навыков и знаний. Отсюда возникает страх начать заниматься проектной деятельностью. Недавно приглашала ребят поучаствовать в хакатоне по искусственному интеллекту и машинному обучению. Нужно было набрать команду из 5 человек. Один студент засомневался в своих возможностях. Сказал: «Я новичок, ничего ещё не знаю, а вот хотел бы прям сразу выиграть». А на самом деле победа – это участие. То есть даже если ты не получишь главный приз, у тебя всё равно будет масса преимуществ: ты поймёшь, к чему нужно стремиться и приобретёшь новый опыт. Поэтому ребята, которые стесняются или боятся, что у них не получится, потому что другие умнее и талантливее, просто упускают возможности. Каждый человек обладает уникальным набором компетенций. Кто-то внимательно читает, кто-то делает красивые презентации, кто-то хорошо договаривается, кто-то умеет составлять графики работы и всё это здорово сочетается в команде. Одному это очень тяжело делать.
АРТ-ВИВТ: Бывают ли несостоявшиеся проекты, то есть когда команда собралась, а проект в итоге не реализовался? Что в таком случае происходит?
Анна Вячеславовна: Такого, чтобы проект совсем не реализовался, не было, но часто бывает, что ребята, особенно на последних курсах, начинают работать, и им становится очень тяжело совмещать работу, учёбу и разработку проекта. В этом случае можно поступить так: сделать своим проектом то, чем вы занимаетесь на работе. Бросать начатое – плохо. Всегда жалко, когда идеи не реализованы.
Знаете, перед нами много дорог. Понятно, что по всем сразу не пройдёшь, но у каждого из нас есть собственная тропинка. Важно её найти и раскрыть свои способности.
АРТ-ВИВТ: Какие темы для исследований вам кажутся наиболее интересными?
Анна Вячеславовна: я бы переформулировала так- мне кажется, что нет неинтересных тем для исследований. Кроме того, есть большое количество метапредметных проектов. Что касается лично меня – я занимаюсь изучением геоинформационных систем и на этом примере могу показать, как взаимосвязаны разные научные направления. Само слово «геоинформатика» – это слияние трех корней: «география», «информатика», «автоматика». В зарубежной литературе к этим трем обычно добавляются еще и Computer&Data science. То есть по сути приходится обращаться к вопросам получения и обработки пространственных данных, дистанционному зондированию (космическая съемка и так сильно развеивающиеся в настоящее время беспилотная авиация), программирование, компьютерная растровая и векторная графика, интеграция инструментов искусственного интеллекта. С другой стороны, на предметном уровне такие системы исследуют некоторый объект (например, земельный участок или даже перемещение пользователя мобильного телефона), у которого есть пространственные характеристики. Это используется в социально-экономических системах. Если рассматривать еще уже, то геоинформатика связана с естественно-научными дисциплинами- биологией, экологией, географией. Поэтому, выбрав какую-то тему исследования, всегда можно найти смежные отрасли.
Что касается перспективных тем исследования, ежегодно мы обновляем список и предлагаем ребятам заняться проектной деятельностью по актуальным вопросам.
Если подводить некоторый итог разговора, я бы хотела сказать следующее. Когда ты молод, перед тобой открыты все дороги. Поэтому самое главное не тратить это золотое время, а напитываться знаниями как губка, «инвестировать» время, усилия в себя. Потому что деньги или какие-то материальные активы – это дело наживное. Сегодня у тебя высокая зарплата, а завтра что-то произошло, и твой доход снизился. А вот инвестиции в себя, знания, которые ты получил, останутся с тобой навсегда. Здесь как в известной цитате: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Наш вуз не очень большой и благодаря этому у каждого студента есть возможность проявить себя, выбрать то, что по душе, и развиваться в этом.
Проект может быть социальным, волонтёрским, техническим, экологическим – выбор тем огромен. Я приглашаю всех желающих заняться проектной деятельностью и буду рада помочь каждому реализовать свои идеи!
АРТ-ВИВТ: Чем вы занимаетесь в нерабочее время? Расскажите про свои увлечения.
Анна Вячеславовна: Если честно, даже дома я могу заниматься какими-либо рабочими процессами. Мне повезло, потому что мне не нужно разделять профессиональную сферу и остальную жизнь. Я люблю то, чем занимаюсь, и получаю от этого удовольствие. У меня широкий круг общения, часто бывают командировки. Последняя поездка была на Конгресс молодых ученых, который проходил на федеральной территории «Сириус». Мероприятие ежегодно посещают Президент РФ В. В. Путин и представители Министерства науки и высшего образования. Конгресс проходит очень интересно. Работают секции, проходят совещания. Но кроме пленарных мероприятий, есть и неофициальные. Поделиться своими идеями в неформальной обстановке молодые учёные могут на таком мероприятии, как «Научный баттл». Например, есть три учёных, которые исследуют самые разные вещи. Один занимается молекулярной генетикой, другой –квантовыми технологиями, кто-то исследует возможности женщин в области права. Зрители имеют совсем другие научные интересы. И суть мероприятия в том, что нужно за короткий отрезок времени рассказать, почему ты пришёл в ту или иную научную область, так, чтобы было интересно и понятно всем остальным. Побеждает тот, кто наиболее понятно и интересно рассказал о своих исследованиях простым языком для неспециалистов в данной отрасли. Сложная, но увлекательная задача! Это помогает расширить свой кругозор.
Так что быть молодым учёным – это здорово!
АРТ-ВИВТ: Опишите свой идеальный выходной.
Анна Вячеславовна: у меня был идеальный выходной в прошлое воскресенье. Я с семьей гуляла в лесу, в Нагорной дубраве. Эта территория считается охраняемой. Здорово замедлится, наблюдая за природой. Потому что мы живём в суете, выполняем рутинные задачи каждый день, и глаз замыливается, кажется, что ты не всегда делаешь то, что хочется. Но смотря как к этому относиться: можно спокойно выполнять задачи, которые перед тобой стоят, ведь в жизни есть месту и труду, и отдыху, и интересным вещам, и обыденности.
И чтобы заземлиться в этой вечной суете, здорово выбираться на природу и наблюдать за ней. В такие моменты в голове рождаются интересные идеи, приходит понимание происходящего, наполняешься энергией для новых достижений и побед.
помощник ректора по науке